Из истории производства штучных жаккардовых изделий в России...
Жаккардовые скатерти — исконно русский ассортимент штучных изделий из льна, поэтому в их оформлении и в настоящее время прочно сохраняются традиционные приемы композиционного построения рисунка.
Развитие льняной промышленности для России всегда имело особое значение. Изучение истории развития льноткачества и традиций в приемах художественного оформления льняных тканей и штучных изделий помогает современным художникам глубже понять особенности одного из древнейших видов прикладного искусства — искусства узорного льноткачества.
Культура льна восходит к эпохе неолита, когда человек начал осваивать мир растений не только как потребитель, но и как производитель. В настоящее время существует свыше 200 видов льна, из них более 40 встречается в СССР. В средневековой Руси лен был важнейшим предметом торговли (наряду с медом, воском, мехами). За границей его называли северным шелком и ценили на вес золота. Повышенная гигроскопичность и высокие гигиенические свойства льняных тканей известны с глубокой древности. Культивирование льна стимулировало развитие ткачества. В Древней Руси льняные ткани раскрашивались, отделывались вышивкой, позднее украшались печатным рисунком (набойкой).
В Европе промышленное узорное льноткачество возникло в XVII в. Расцвет русского льноткачества как ведущей отрасли текстильной промышленности приходится на конец XVIII — начало XIX в. Наиболее крупным предприятием по производству льняных, в том числе узорных, тканей этого времени была Большая Ярославская мануфактура, основанная по приказу Петра I в 1722 г. На ней вырабатывались салфетки, камчатые белые скатерти, предназначавшиеся для царского двора. Одни из них назывались гербовыми — с вытканными гербами и надписями, другие — подножечными, так как вырабатывались на станках с подножками. Они имели простой рисунок геометрического характера.
Скатерти вырабатывались целым куском, от которого отрезалось полотно нужной длины. Скатерти «столешники» для небольших столов изготовлялись цветными и белеными чистольняными и с разными добавлениями, например шелка, гаруса. Эти изделия ценились очень высоко. Для выработки скатертей, салфеток применялись переборные станки, на них работали одновременно двое, трое или четверо рабочих. Скатерти и салфетки для царского двора первых лет работы мануфактуры в настоящее время представляют большую редкость, так как многие из них по распоряжению Екатерины II были размолоты в бумажную массу для выпуска бумажных денег (была нехватка материала). Для «партикулярной» продажи производили переборные салфетки и скатерти. Интересны сохранившиеся скатерти 1826 и 1831 гг. с видами города Ярославля.
В конце XIX в. наибольшее распространение получили белые камчатые скатерти и салфетки, которые входили в убранство обеденного стола. В салфетках ценились хорошая влаговпитываемость, «холодящие свойства», белизна, блеск, узор. Льняное столовое белье служило также достойным фоном для сервизов из фарфора, стекла, серебра. На салфетках того времени помещали монограммы заказчика, иногда дату их изготовления или название заведения, для которого они предназначались.
На рубеже XIX и XX в. характерные для всех видов искусства черты эклектики нашли свое отражение и в узорном льноткачестве. В композиционном решении и решении орнаментальных мотивов высокое техническое мастерство рисовальщиков сочеталось с формальным воспроизведением ранее сложившихся схем и приемов построения рисунка, не обусловленных развитием искусства конца XIX — начала XX в. В этот период одна салфетка могла быть украшена копией рисунка с тканей эпохи Людовика XVI с изящной трактовкой орнамента, вторая заполнена тяжелыми цветочными мотивами, близкими по трактовке к стилю барокко, третья украшена греческим меандром и ассирийской пальметой, четвертая — атрибутами египетского орнамента. Сохраняя традиционную классическую схему композиционного построения скатерти, художники не остались равнодушными и к нарождающемуся стилю модерн. Тонкие белые льняные салфетки конца XIX в. восхищают мастерством исполнения, легкостью в прорисовке мотивов, свободой исполнения сложных узоров. Рисунки для дорогих узорных тканей и скатертей выполняли рисовальщики, получавшие художественное образование в училищах или художественных школах. Для скатертей и салфеток конца XIX в. характерен сложившийся стиль жаккардового рисунка — переложение в технику машинного жаккардового ткачества ранее распространенных в ручном производстве орнаментальных мотивов и растительных форм, их плоскостное графическое решение с незначительным моделированием формы, четким прочтением узора. Для камчатых изделий конца XIX в. характерны три типа композиционных решений.
Выделение каймы скатерти или салфетки плотным узором при легком раппортном заполнении середины изделия небольшими элементами орнамента.
Перенесение акцента узора в середину (кайма имеет менее плотный орнамент). Узор обычно состоит из букета или медальона в центре и вьющегося цветочного орнамента в кайме. Такие изделия вырабатывались на станке с «плафонной» проборкой жаккардовой машины, т. е. для середины изделий использовалась рядовая проборка аркатных шнуров, а для каймы — симметричная. Этот вид проборки можно было применять только на машинах с большим количеством крючков, так как плотность основных нитей была высокой — до 55 нитей на 1 см.
Третий тип композиционного построения рисунка скатерти — платочный. В скатертях с платочными рисунками угол выделялся крупной цветочной гирляндой, которая занимала почти четверть изделия. Этот тип рисунков, широко распространенный в узорном льноткачестве, — своеобразное переложение на камчатую ткань цветочного орнамента, сложившегося в шелковых тканях в первой половине XIX в. Изделия с подобными узорами вырабатывались на станках со сводной проборкой, дающей зеркальное отражение одной четверти изделия.
Большой интерес представляет подбор переплетений в камчатых изделиях XIX в. Использовался пятинитный сатин для узора и пятинитный атлас для фона.
Такое сочетание переплетений давало четкий рисунок, так как на границе узора и фона нити закреплялись строго по контуру двумя взаимно противоположными переплетениями, предельно выявляя рисунок. Достижения художников конца XIX в. подготовили почву для дальнейшего развития узорного льноткачества в начале XX в.
Пришедший с Запада стиль модерн ярко и своеобразно проявился в русской архитектуре и прикладном искусстве. Необычный по мотивам, ритмическому строю, приемам оформления этот стиль отличался повышенной декоративностью, некоторой манерностью в трактовке форм. В интерьере начала XX в. наблюдается перегруженность декоративными тканями, столы накрывались большими и плотными скатертями, концы которых свисали до пола. Для тканей этого периода характерно использование в качестве орнаментальных мотивов ириса, мака, лилии, орхидеи. В скатертях в основном это были бутоны цветов, поддерживаемые тонкими вьющимися стеблями. Исчезло характерное деление рисунка скатерти на середину и кайму. Основу всего рисунка составляла сетка из извивающихся стеблей цветов. В центре к этой сетке добавляли несколько маленьких букетиков в раппортном повторении. Кайма выделялась более плотным орнаментом, включающим крупные цветочные бутоны или распластанные листья.
В начале XX в. в рисунках наметилась тенденция к большей стилизации форм и их геометризации: стебли превратились в ломаные линии, листья — в квадраты и треугольники, цветы — в шары. Форма трактовалась объемно-живописно за счет использования различных переплетений. В салфетках начала XX в. видны поиски новой выразительности и новых композиций. Изменился и ассортимент льняных тканей, на что повлияло развитие химической промышленности в России, появились новые льняные изделия. В камчатых изделиях сохранялись традиционные решения, а в скатерти сложных структур вводились принципиально новые композиционные схемы, в которых отсутствовала традиционная кайма. Варианты композиционного построения были следующие:середина скатерти заполнена некрупным раппортным рисунком, а кайма — это пятисантиметровый край ажурной строчки, который обрамляет узорную ткань;рисунок построен по принципу наложения цветных узорных полос на узорный фон. Рисунок окаймлялся узкой гладкой полосой.
В первой половине XX в. меняется палитра цвета в льняных изделиях, появляются новые сочетания — красного и зеленого, зеленого и фиолетового и др. В это время механическое тиражирование рисунка не только способствовало расширению ассортимента узорных тканей, но и вело к упрощению рисунков. В 20-е годы работа над новым ассортиментом тканей велась медленно из-за отсутствия на фабриках художников-специалистов жаккардового ткачества.
Тем не менее и это десятилетие имело свои достижения. С преодолением трудностей происходило становление советской промышленности. На разных предприятиях складывался ассортимент изделий льняной промышленности. В это время на льнокомбинате «Заря социализма» рисовальщики обратились к рисункам камчатых скатертей конца XIX в. Заимствовались букеты цветов, кружева, ленты и другие мотивы. Однако на новых, более грубых структурах эти рисунки утратили тонкость проработки, силуэт мотивов огрубился. Новые структуры требовали новых рисунков, учитывающих возможности рыхлых, крупнозернистых поверхностей тканей из пряжи большой линейной плотности. |