Большинство наших современников, когда заходит речь о ткачестве, представляют себе ткацкий станок – такой немаленький и грохочущий агрегат. Или даже сразу много таких агрегатов. Впрочем, некоторые люди припомнят, что как-то видели ткацкий станок в этнографической экспозиции, а возможно, и на чердаке бабушкиного дома в деревне, в разобранном виде, разумеется. Такие станки ведут себя потише промышленных, но выглядят все равно довольно громоздко и для непосвященного в тонкости ремесла человека, совсем непонятно.
И можно быть уверенным вполне, что совсем мало людей знают о том, что ткацкий станок может выглядеть, как… стопка деревянных квадратиков с дырочками по углам.
А между тем, ткачество на дощечках – это древнейший вид ткачества. Самые старые образцы текстиля, выполненные таким способом, археологи датируют эпохой неолита. Сохранились, разумеется, не сами образцы ткани, а их отпечатки на керамике. Ткачество на дощечках было широко распространено в Европе и в странах Азии. В Финляндии, Прибалтике, в Северной России дощечки для ткачества были в ходу до самого начала XX века.
На дощечках настоящего полотна не соткешь, зато получаются дивной красоты и разнообразия тесьма и пояса. А поскольку одежда наших предков была обильно украшаема тесьмой, а пояс был не только деталью костюма, но носил и важные магические, обережные функции, несложно понять, что ткачество на дощечках было делом весьма важным и требующим немалого мастерства. Девочек в русских семьях приучали к ткачеству с 13 лет, и первым инструментом, которое получала юная рукодельница, были зачастую именно дощечки. К своей свадьбе девушка должна была наткать нарядных поясов не только себе и будущему мужу, но и всей мужниной родне, которую полагалось одаривать поясами, изготовленными невестой.
Как выглядит ткачество на дощечках?
Прежде всего, рассмотрим сам инструмент, то есть – дощечки. Чаще всего они бывают четырехугольные, хотя изредка встречаются и трех- и шестиугольные. Размер каждой стороны квадратика – 5-6 сантиметров. Дощечки должны быть очень гладкие, что называется, без сучка и задоринки, иначе нити будут перетираться и рваться. Для работы требуется от 4 или 6 (для тонкой тесьмы) до 20 и более (для широких узорных поясов) дощечек. Это основное. Кроме того, мастерице будет нужен нож для подбивания и челнок для уточной нити. В качестве челнока можно использовать какую-нибудь палочку, на которую намотать нить, а в качестве ножа для подбивания – обычную школьную линейку.
В каждую из четырех дырочек дощечки продевается нить. Все нити в дощечку вдеваются или справа налево или слева направо – на схемах это обозначается символами S (если справа налево) или Z (если слева направо). После того, как все нити вдеты, дощечки укладываются аккуратной стопкой одна на другую, нити связываются узлами на концах, а дощечки закрепляются в исходном положении булавкой, продетой в дырочки. Это особенно важно, если ткется тесьма с узором, ведь рисунок зависит от правильного положения дощечек.
После этого нити основы закрепляются на чем-нибудь неподвижном и прочно закрепленном, например, на батарее центрального отопления. Другим концом мастерица крепит нити у себя на поясе. Когда основа таким образом натянута, можно приступать к ткачеству. Нужно взять дощечки и одновременно повернуть их от себя. Нити основы образуют зев. Продевая в этот зев челнок и подбивая нити, нужно снова провернуть дощечки. Теперь челнок идет в обратную сторону. Вот, собственно, и весь процесс!
Разумеется, есть сложные варианты создания поясов таким способом, с перекладыванием дощечек, чередованием поворотов вперед и назад. Но в основе все тот же, старый, как мир прием: крутим дощечки, образуется зев, продеваем челнок.
Чтобы возник узор, нужно продевать в дощечки нити разного цвета, в соответствии со схемой. Самые архаичные узоры довольно просты – чередующиеся линии, полоски, ромбы или «елочки». Однако, подбирая цвет нитей, деревенские мастерицы создавали удивительной красоты пояса даже на основе таких простеньких элементов.
Видео – Ткачество на дощечках
|