Пирография или по-простому выжигание по дереву – один из интереснейших видов прикладного творчества. До сих пор нет достоверных сведений о том, где пирография берёт начало и кем была изобретена – практически в любой культуре можно найти отголоски предметов, изготовленных приёмами этого вида творчества. В время средневековья пирография превратилась в по-настоящему прекрасное искусство. Выжиганием не просто декорировали различные предметы, но и создавали невероятные картины, не уступающие по своему великолепию холстяным произведениям искусства. Тогда же инструментом для выжигания служили специально созданные лезвия, металлические стержни. Для росписи оконных наличников, ставней или балок нередко использовали раскалённые шпаги или кочерги.
До современности полиграфия дошла скорее, как декоративно-прикладное искусство, больше напоминающее что-то из разряда народного промысла. Впрочем, от этого выжигание по дереву не стало менее популярным и немало людей занимаются им в качестве хобби. Имеются различные курсы по выжиганию, пособия, большое разнообразие специальных наборов со всем необходимым для тех, кто решил открыть для себя новый приятный способ времяпрепровождения.
Первое, что потребуется для новичка – определиться с поверхностью. Важна и форма и то, из какого дерева изготовлена поверхность. Начать предпочтительнее с простого – небольшой столовой доски. Плоская гладкая поверхность как нельзя лучше подойдёт для первого опыта. Из пород дерева самая мягкая – липа, выжигать по ней весьма удобно, да и занимает куда меньше времени, чем, например, выжигание по твёрдому прочному буку.
Второе по списку – выбор инструмента. В магазинах их великое множество. Одни из самых популярных среди полиграфистов прибор, напоминающий внешним видом паяльник, в наборе с которым часто идёт несколько насадок. Такой прибор удобно держать в руке – по размеру и форме он не сильно отличается от обычного карандаша или ручки.
Далее – место для работы. Требуется хорошее освещение, достаточно широко открываемое окно и возможность разместить всё необходимое. Обязательно наличие розетки неподалёку.
Какой рисунок выбрать или какой создать самому – это ограничено лишь фантазией автора. Готовый эскиз можно перевести с помощью копирки или кальки на дерево, либо просто перерисовать своими усилиями.
Первые контуры желательно наносить аккуратно, сильно не надавливая, чтобы не испортить работу, не успев начать. При выжигании особенно важно не забывать о неровностях и дефектах поверхности. Выгодно использовать дефекты как часть композиции.
После завершения рисунка останется подправить неровности наждачной бумагой с мелкими зёрнами, подтереть карандаш ластиком и при желании покрыть лаком. |